Личный
кабинет
сеть детских садов и школ нового поколения


Международный бакалавриат

(International Baccalaureate, IB)

 
Для более точного понимания терминов и понятий используемых в этой статье,
рекомедум предварительно ознакомиться с материалами содержащимися в разделе:
"Образование в Англии"
 

Образовательная программа International Baccalaureate (Международный бакалавриат) была создана в Швейцарии в конце 60-х годов в качестве универсальной школьной программы с общим учебным планом, которая позволяла бы учебным заведениям одной страны считать образование, полученное в другой стране, эквивалентным национальному. По мере распространения программы IB Diploma (так называемый диплом IB, по сути - аттестат об окончании школы) стали признавать ведущие университеты мира. Сейчас в США, Канаде, Ирландии, Великобритании, Бельгии, Франции, Норвегии, Швеции и некоторых других странах абитуриентов с такими аттестатами принимают в университеты без вступительных экзаменов.

Однако обязательно оговариваются не только проходной балл, но и соответствие высоким требованиям к оценкам в аттестате по определенному набору предметов.

В других странах - например, в Испании - диплом International Baccalaureate признается наряду с национальным, однако не освобождает от сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, студент, обучающийся в российской школе Международного бакалавритата для поступления в университет мира должен достичь того же уровня, что и лучший студент, обучающийся по программе Международного бакалавриата в престижной английской школе, что зачастую не соответствует истинному положению дел и приводит к ложным ожиданиям, вводит многих родителей в заблуждение о перспективах своего ребёнка.

Программа Международного баклавриата (International Baccalaureate, IB) состоит из трех основных циклов рассчитанных для разных возрастных категорий:

  • Primary Years Programme (PYP) - рассчитана на учащихся от 3 до 11 лет.
  • Middle Years Programme (MYP) - рассчитана на учащихся от 11 до 16 лет.
  • Diploma Programme (DP) - предуниверситетский курс для старшеклассников в возрасте от 16 до 19 лет.

Реализация программы основана на исследовательской деятельности и практико-ориентированном обучении детей. В англоязычных странах ученики, обучаясь на высоком уровне сложности, получают полноценное образование по программам европейского уровня, а также ведут научно-исследовательскую работу под руководством ведущих научных специалистов. И даже при этих условиях не всем удаётся получить конкурентно способный Сертификат Международного бакалавриата, а 30% учащихся вообще его не получают.

Аттестат (сертификат) школы о среднем образовании любой российской школы, в том числе школы работающей по программе IB, не дает права и не обеспечивает 100% гарантию поступления в престижные международные ВУЗы. Для того, чтобы документы были приняты в приемную комиссию к рассмотрению, потребуется предъявить сертификат о среднем образовании продвинутого уровня (General Certificate of Education - GCE A-levels), подтверждающий наличие усиленной предуниверситетской подготовки исключительно по европейским программам на английском языке - средстве обучения и общения.

DIPLOMA PROGRAMME (DP) - является предуниверситетским курсом IB для старшеклассников в возрасте 16-19 лет, в России курс совпадает зачастую по времени с подготовкой к выпускным экзаменам по российской программе или проводится после получения аттестата о среднем образовании. Длится курс 2 года и только при условии успешной защиты и получении высоких баллов дает выпускникам возможность поступать во многие университеты в 50 странах мира (включая Оксфорд и Кембридж).

Но надо иметь в виду, что в школах Великобритании программа IB – одна из самых сложных образовательных программ. Полностью она реализуется только в школах, в которых основной язык преподавания – английский. Как и британская национальная программа A-level, IB целенаправленно готовит студентов к поступлению на определенную специальность и дает всестороннее образование. Студенты изучают не 3 – 4 дисциплины (как на программе A-level) обязательно требуемых для поступления в ВУЗ, а 6 предметов на английском языке. В конце курса все пишут дипломную работу по своему "главному" предмету.

В британской системе подготовки к университету 3 предмета: математика и два языка (родной и иностранный) – являются обязательными дисциплинами в школах IB. Остальные выбираются из групп: второй иностранный язык, естественные науки, гуманитарные и экономические науки, бизнес-дисциплины, искусства или компьютерные технологии. В зависимости от избранной специальности, 3 предмета изучаются более глубоко (higher level или уровень А), другие – менее глубоко (standard level или уровень В).

На втором году обучения студенты изучают курс теории знания. Кроме того, программой предусмотрена творческая работа студентов (в изостудиях, гончарных мастерских и т.п.), занятия спортом, участие в социальных программах.

Диплом IB получают только те, кто на экзаменах в сумме набрал не меньше 24 баллов (экзаменов 6, высшая оценка 7, низшая – единица). С этой задачей в школах Великобритании справляются далеко не все: по мировой статистике, каждый третий студент остаётся без диплома.

Здесь следует учесть, что известные (брендовые) международные школы Великобритании, работающие по высоким европейским стандартам и реализующие Программу международного бакалавриата совместно с лучшими профессорами известных университетов признают, что Программа международного бакалавриата настолько сложна, что лишь 70% их учеников удаётся получить сертификат и только единицам - сертификат с конкурентоспособным рейтингом.

Знания по нетребуемым для поступления в ВУЗ предметам, изучаемым по программе IB, свидетельствуют о широкой образованности поступающего и только при равном уровне знаний по основным (профильным) предметам по сравнению с результатами учащихся, сдавших экзамены по программе А-Level, дают преимущества обладателям дипломов IB.

Разумеется, чтобы добиться равных результатов по основным (профильным) предметам студентам, проходящим предуниверситетскую подготовку по программе IB, требуется гораздо больше усилий, чем их сверстникам, готовящимся по другим программам (6 предметов на английском языке при требовании 3 предмета с оценкой ААА программы A-level по профильным предметам + международный сертификат уровня C1 – C2 по английскому языку).

В российских школах, выдающих государственный аттестат о среднем образовании, обучение ведётся по российским программам. Если же российская школа ещё и работает по программе "Международный бакалавриат" (IB), то, логично, что программа «Международного бакалавриата» является лишь дополнительной к основной российской школьной программе. Все ученики российских школ «Международного бакалавриата» обязаны сдавать ГИА и ЕГЭ, то есть подтверждать выполнение российской образовательной программы, демонстрировать свою обученность по предметам в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами России. В связи с этим, полноценное освоение предметов по программам IB (на английском языке) на высоком конкурентном уровне в российских школах до 11 класса просто невозможно. Программы, предлагаемые в российских школах, по сути, являются лишь инициированием вступления в систему IB. Как правило, это инициирование реализуется через проектную деятельность по некоторым дисциплинам (обычно от одной до трех) и системе занятий на английском языке по предметам в ущерб качеству и количеству занятий по подготовке к ЕГЭ.

Кроме того необходимо учитывать, что из-за серьёзной нагрузки требуемой для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ, все время у старшеклассников тщательно спланировано и распределено. Любое отвлечение для такого инициирования, может быть полезно только самым одаренным детям, которые в дальнейшем, после получения аттестата о среднем образовании, планируют продолжить свою предуниверситетскую подготовку по программе IB.

Опыт проектной исследовательской деятельности по программе IB, которую одарённые ученики ведут в российских средних школах в соответствии с требованиями Международного бакалавриата, могут быть учтены при поступлении в зарубежный ВУЗ, но никак не станут основным поводом для зачисления. Однако следует отметить, что для непосредственной деятельности в университете опыт самообучения, нарабатываемый в ходе пректной деятельности, а также опыт предметных занятий на английском языке вполне может пригодиться начинающему студенту, поскольку в британских ВУЗах студенты проводят больше времени в библиотеках, чем в аудиториях на лекциях и навыки самообучения облегчат адаптацию студента к новой системе образования.

Отдельно необходимо отметить, что, как и при поступлении во все учебные заведения, следует заранее выяснить рейтинг учебного заведения, выдающего диплом IB, котируемость этого учебного заведения в тех ВУЗах в которых обладатель диплома собирается продолжить обучение.