Личный
кабинет
сеть детских садов и школ нового поколения


Здоровьесбережение. Комфортность обучения в частных начальных школах «Галилей»

Характерные черты Начальных школ «Галилей» - это использование в процессе обучения современных личностно-ориентированных методик и образовательных здоровьесберегающих технологий, профессионализм учителей, специалистов медико-психологической службы, качественные материально-технические условия, строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм, безупречная работа обслуживающего персонала.

С учениками работают высокопрофессиональные учителя, владеющие приёмами организации  конструктивных межличностных отношений, умеющие формировать положительную мотивацию учащихся. В гимназии культивируются тёплые человеческие отношения, царят чистота и порядок.

Для наших гимназистов мы реализуем комфортные условия:

  • Строго соблюдаем санитарно-гигиенические требования к организации обучения, обеспечиваем свежий воздух, хорошее освещение в помещениях гимназии, чистоту, порядок.
  • Имеем в достаточном количестве новые учебные и методические пособия, современные наглядные и раздаточные материалы.
  • Наши классы и комнаты отдыха укомплектованы новой современной мебелью, необходимыми компьютерными средствами.
  • У нас огороженная, охраняемая, специально оборудованная площадка для прогулок и занятий физкультурой.
  • В каждой школе оборудована  комната медицинского обслуживания с отдельной ванной комнатой и туалетом, оснащена игровым уголком и двумя кроватями для заболевших детей, имеет городской телефон, необходимое оборудование и средства для оказания первой медицинской помощи. Медицинское обслуживание школы осуществляют врач-педиатр и медицинская сестра, которые ежедневно, три раза в день через  каждые 4 часа, проводят профилактические медицинские осмотры учащихся.
  • Медицинские работники сопровождают физкультурные занятия, в том числе занятия в бассейне, осуществляют контроль работы кухни и обслуживающего персонала. Врач и медсестра ведут всю положенную для школы документацию, в том числе своевременно собирают данные о прохождении учащимися лабораторных обследований, вакцинации, диспансеризации и т.д.
  • Школьники имеют возможность полноценно питаться. В течение всего дня дети обеспечены свежим горячим питанием, приготовленным полностью на собственной кухне, оснащённой современным оборудованием. Врач тщательно контролирует санитарное состояние пищеблока, условия хранения и реализации продуктов, меню и качество пищи, проводит контроль качества продуктов, соблюдения технологии приготовления пищи и др. Выдача готовых блюд разрешается только после снятия пробы врачом. Рацион питания разнообразен. В основном блюда не повторяются более одного раза в течение 20 дней. Рацион питания сбалансирован.
  • Расписание занятий полного дня соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает чёткую организацию деятельности детей и педагогов в течение всего дня и обеспечивает администрации возможность оперативного контроля. При составлении расписания учитываем особенности биологических ритмов детей.
  • Категорически исключены приёмы воспитания, унижающие достоинство ученика. Культивируем добрые взаимоотношения. Внедряем диалоговое общение, используем дискурсы, диспуты и другие современные методы. Организуем работу психолого-медицинской службы.
  • В расписание наравне с обязательными уроками учебного плана включены:

          - уроки по повторению изученного материала и выполнению домашнего задания,

          - ежедневная физкультура на свежем воздухе усилена двумя уроками в неделю в физкультурном зале,

          - предусмотрена возможность дополнительных платных занятий в спортивных секциях: айкидо, плавание, большой теннис и т.д.

Для первоклассников в расписание введены два обязательных урока в бассейне на территории школы и дневной отдых (сон) в специально оборудованной спальне.

«Ячейкой» образовательного процесса является урок, поэтому проектирование урока учителем и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы гимназии в этой сфере. Анализ организации образовательного процесса на уроке в Начальной школе ведётся как по педагогическим требованиям к проведению урока, так и по требованиям к уроку по сохранению здоровья учащихся. Оценка успешности работы педагогов в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства проводится методистами и психолого-медицинской службой школы в соответствии с разработанным диагностическим инструментарием.

Наши эксперты обращают внимание на следующие аспекты урока:

  • Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от несоблюдения этих простых условий.
  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др.
  • Средняя продолжительность видов учебной деятельности. Ориентировочная норма- 7-10 минут.
  • Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.
  • Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление - это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.
  • Количество урочного времени на применение технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Регламентации гигиенистов на 8-ми - 10-ти минутные показы электронных презентаций нами соблюдаются тщательно. Однако у нас есть резерв для проведения медиауроков по проектной работе, так как в классах используются современные плазменные панели достаточного формата.
  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
  • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителя знают, что осанка ученика формируется начальной в школе, поэтому каждый ребёнок на каждом уроке в зоне внимания учителя. Следует отметить также, что степень естественности «незажатой» позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя. Мы знаем, что психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.
  • Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Особое внимание мы обращаем на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
  • Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог - тем более.
  • Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных гимназистами и самим учителем, позитивное воздействие гимназии на здоровье.
  • Умение учителя предупредить микроконфликты, эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса - отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов».
  • Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости - угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока мы обращаем внимание на следующие показатели:

  • Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели - в диапазоне от 60% до 80%.
  • Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
  • Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:

                     - неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

                     - отсутствие времени на вопросы учащихся;

                    - необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

Все это - ненужный стресс как для школьников, так и для учителя. В гимназии принято, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог   прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе - спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом - утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное». Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Поскольку посещение урока - стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, зачастую эксперты используют видеозаписи уроков.

Анализ урока эксперты начинают с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков не допускаются безапелляционные высказывания, переходы к обсуждению личностных особенностей учителя. Мы стремимся не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога, поскольку именно они уменьшают переутомление как учителя, так и его учеников. Поэтому анализ урока проводится в форме доверительной беседы, обсуждения.

Мы создали комфортные условия для работы учителя. Считаем, что учитель с хорошим настроением, довольный условиями и результатами своего труда, может обеспечить сохранение здоровья своих подопечных.

Созданы условия для каждодневных занятий на свежем воздухе, также двух занятий в неделю в физкультурном зале и двух обязательных занятий в неделю для первоклассников в бассейне.

 На уроках физкультуры школьники учатся:

  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
  • оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
  • выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
  • выполнять организующие строевые команды и приёмы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
  • играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
  • плавать, в том числе спортивными способами;
  • выполнять передвижения на лыжах;
  • выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
  • самостоятельно проводить утреннюю зарядку для одноклассников;
  • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования на открытом воздухе (спортивно-игровой площадке) и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

Спортивно-игровая площадка, спортивно-хореографические залы школы обеспечены спортинвентарем и спортоборудованием, имеется раздевалка, душевая. Предусмотрено выполнение полной программы по физическому воспитанию учащихся и созданы условия для  внеурочных спортивных занятий.

Вся деятельность школы, кадровое, материально-техническое обеспечение служат сохранению здоровья, в том числе профилактике болезней, укреплению иммунитета и формированию потребности учащихся в активной физкультурной деятельности, развитию навыков диагностики динамики личных достижений по физкультуре.