Структура начальной школы
Начальная школа является первой ступенью обязательного всеобщего обучения, на которой происходит начальное образование детей (элементарные знания в области родного языка, математики, а также о природе и обществе). Начальные классы включают в себя четыре года обучения (с 1 по 4 классы).
Пропедевтической ступенью к обучению выступают предшкольная подготовка (подготовительные курсы для воспитанников подготовительной группы). Такие группы детского сада называют нулевыми классами. Для детей таких классов 2 раза в неделю организованы занятия по два в каждый день: обучение грамоте (чтение и письмо), математика и окружающий мир. К такой предметной подготовке могут приобщиться не только дети, посещающие детские сады Академической гимназии, но и дети, посещающие другие детские учреждения, родители которых планируют дальнейшее обучение ребенка в начальной школе Академической гимназии.
Ежегодно в середине сентября для родителей будущих первоклассников проводятся инструктивные родительские собрания. Занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая.
1 класс
Зачисление ребенка в 1 класс возможно по достижению им шести с половиной лет на основе собеседования.
Обучение в начальной школе ведется по программе «Перспектива». Программа 1 класса содержит все обязательные предметы ФГОС (Федеральный государственный общеобразовательный стандарт), а также ряд предметов гимназического компонента, который в значительной степени повышает интерес детей к процессу обучения.
В 1 классе действует безотметочная система обучения. Продолжительность уроков в первый месяц обучения составляет 35 минут, перемена увеличена для более продолжительного отдыха детей, а также для более продуктивного общения со сверстниками и учителями.
Для предотвращения усталости и переутомляемости, для детей 1 класса действуют десятидневные дополнительные каникулы, которые приходятся на февраль, это месяц самый длинной учебной четверти (третьей).
Для учащихся младших начальных классов в штатном расписании школы выделен дополнительный педагог-организатор, владеющий знаниями возрастной психологией, умеющий организовывать интересный и разносторонний досуг малышей.
Каждый 3 часа ребята 1 класса выходят на спортивную площадку, оборудованную современными спортивными снарядами, досуговыми постройками, развлекательными сооружениями
2-4 классы
Обучение во 2-4 классах ведется по программам предметов учебного плана Академической гимназии. Недельная нагрузка в уроках составляет 23 часа (ФГОС) и 23 часа гимназического компонента.
В предметы этой категории учебного плана входят следующие предметы: русский язык, литературное чтение, английский язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка, физкультура, основы религиозных культур и светской этики (в 4 классе).
Преподавание ведется по программе «Перспектива», которая входит в линейку традиционных программ и имеет ряд преимуществ. Система построения учебного материала по УМК «Перспектива» позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Основополагающими принципами учебного комплекса «Перспектива» являются: гуманистический, принцип историзма, принцип коммуникации и принцип творческой активности. Учебно-методический комплекс (УМК) поддерживается электронными учебными пособиями, что для начальной школы Академической гимназии очень актуально, т.к. каждый кабинет оснащен либо интерактивной доской, либо большой плазменной панелью, куда проецируется учебный материал с образовательных дисков. Сегодня УМК «Перспектива» пополнился дополнительными учебниками, не входящими в обязательный перечень предметов ФГОС. Среди таких учебных пособий «Информатика», которая также используется в образовательном процессе начальной школы в Академической гимназии.
Федеральный компонент (часть, формируемая участниками образовательного процесса) предполагает самостоятельное определение образовательным учреждением 1 часа для изучения какого-либо предмета дополнительно, согласно той концепции, в рамках которой оно работает. Для начальной школы Академической гимназии как дополнительный предмет была определена «Математика».
Предметный материал и содержание программ гимназического компонента позволяет учащимся начальной школы выйти на качественно новый уровень обучения: на расширение кругозора школьников и углубление их знаний по основным темам базовых курсов, на развитие устойчивого интереса к изучаемым предметам, на решение задач творческого, исследовательского характера, на выполнение конструкторских заданий, что актуально для гимназии, работающей в рамках, развивающих технологий, а также на формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применения их в стандартных ситуациях.
Программы гимназического компонента разработаны лучшими педагогами и методистами Академической гимназии при действенной поддержке ученых в области общей педагогики, истории педагогики и образования, а также теории и методики начального образования.
Содержательная основа гимназического компонента состоит из предметов различных образовательных областей: филология, математика и информатика, естествознание, искусство.
Английский язык
Изучение английского языка в начальной школе Академической гимназии является приоритетным направлением образовательной деятельности, которому уделяется большое внимание. Несмотря на то, что Федеральным компонентом учебного плана не предусмотрено изучение иностранного языка с 1 класса, в гимназический компонент школы уже с первого года обучения введен этот предмет в количестве 7 часов в неделю. Такое же число часов английского языка для изучения предлагается ученикам 2 классов. Ученики 3-4 классов в учебном плане имеют по 8 часов английского языка в неделю. Освоение данного предмета осуществляется в двух направлениях: базовый английский и обучение детей по программе, разработанной совместно с экзаменационным департаментом названного университета для российских школ и гимназий. Один час в 1-2 классах отводится на изучение английского языка в игровой форме посредством разучивания песен («Music English»). Такая подготовка в 1-2 классах позволяет более качественно прийти к освоению в 3-4 программы «Movie English» (детская кинематография на английском языке). Сначала дети учатся смотреть и понимать смысл мультипликационных фильмов, а затем и фильмы, относящихся к детской кинематографии.
В 4 классах дети осваивают программу «Science». Изучение естественно-научных понятий ведется на английском языке. Такой подход приобщения учеников начальной школы к изучению предмета на языке является начальной ступенью изучения целого ряда предметов на английском языке в среднем и старшем звене.
В Академической гимназии большое внимание уделяется дополнительному образованию в части обучения младших школьников английскому языку, где наряду с преподавателями английского языка учебного заведения с детьми работают экспаты (носители языка). По результатам изучения английского языка в начальной школе ученики имеют возможность владеть английским языком на уровне C1.
Структура учебных помещений
Учебный процесс в начальной гимназии реализуется в специально оборудованных помещениях, оснащённых необходимыми атрибутами:
- классные комнаты (регулируемые по высоте школьные парты и стулья, классный шкаф с персональными зонами для хранения учебных принадлежностей, книжный шкаф, меловая магнитная доска, маркерная доска, интерактивная доска/плазма, мойдодыр с раковиной для мытья рук, демонстрационные предметные пособия);
- кабинет английского языка (парты, меловая магнитная доска, маркерная доска, интерактивная доска/плазма, наглядные предметные пособия);
- спортивный зал (оборудованный стеллаж для хранения спортивного инвентаря, баскетбольный(-е) щит(-ы), большая шведская стенка (2 секции), маты, скамейки, разнообразный спортивный инвентарь);
- игровой зал (диваны и пуфы, книжные шкафы в виде книжных деревьев, столы для настольных игр и ручного труда, комплекты детской художественной литературы, плазма, музыкальный центр, ноутбук, ковровые напольные покрытия);
- музыкальный зал (аудио и видео-техника, компьютер, колонки, музыкальный инструмент – электронное пианино);
- холл для организации досуга (столы, диваны, столики, настольные игры, детская художественная литература);
- столовый зал (обеденные столы на 6-10 человек, персональные стульчики, все необходимое столовое оборудование, посудомоечная машина, мармиты, холодильное оборудование и др.);
- раздевалка (индивидуальные шкафчики, ячейки для обуви, зеркала);
- бассейн, сауна (если предусмотрено проектом здания);
- детские туалетные комнаты, оснащенные персональными кабинами (умывальники, зеркала);
- детская спортивная площадка (спортивные снаряды, игровые зоны);
- медицинский кабинет.
Каждый педагог использует в образовательном процессе персональный ноутбук, который подключен к интерактивному средству в классах и залах. Все из перечисленных помещений оснащены кварцевыми лампами, которые применяются 2 раза в день по расписанию.
Система непрерывного образования
Образовательный комплекс АНО СОШ «Академическая гимназия» представляет собой сеть, состоящую из детских садов, начальных школ, общеобразовательных учреждений среднего и старшего звена. Данная структура позволяет обеспечить систему непрерывного образования для детей в рамках деятельности одного учебного заведения – АНО СОШ «Академическая гимназия».
Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, учет школьными педагогами достигнутого общего уровня развития дошкольника.
Преемственность образования «детский сад-начальная школа-старшая школа» осуществляется за счет:
- пропедевтики большинства дисциплин на каждом уровне обучения;
- использования специализированных учебных пособий, дополняющих друг друга на каждом уровне обучения;
- организации предшкольной подготовки для будущих первоклассников;
- организации первого года обучения в начальной школе для детей в режиме, приближенном к распорядку детского сада (тихий час, прогулки каждые три часа);
- организации входящего тестирования детского психолога для осуществления дальнейшей коррекции возникающего уровня тревожности детей дошкольного возраста, степени их адаптации, адекватности самооценки при поступлении в начальную школу;
- организации для выпускников начальной школы адаптационных присутственных дней на территории старшей школы с обязательным преподаванием уроков педагогам среднего звена;
- организации дней «Открытых дверей» на всех уровнях образования детей;
- организации общешкольных тематических родительских собраний.