Заказать звонок

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Задать вопрос

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Отзывы

13.05.2020
Журнал «Лидеры образования», № 6 2006

Пять минут урока буду отводить на рефлексию

Избранные места из дневника нерядового учителя физики

Необычный дневник появился на страницах Всероссийского интернет-педсовета (pedsovet.org) в начале этого учебного года. Особенность его в том, что педагогический дневник учителя физики, размещаемый на страницах форума Педсовета, в отличие от рукописных и печатных аналогов, имеет обратную связь: читатели могут не только следить за развитием событий, но и задавать автору вопросы, обсуждать с ним ситуации. Согласитесь, не каждый решится на ведение такого повествования. Вторая особенность дневника — его автор. Неожиданным для сообщества Педсовета стало сообщение о том, что давний его участник Владислав Иванович Редюхин (часто подписывающийся ВИР) вновь пошел в школу работать учителем. Зачем ведущий эксперт-консультант по оргуправлению Аналитического центра «Концепт», постоянно ездящий с лекциями и семинарами по стране, стал «простым» учителем физики в школе?!

12.09.2006, 21:37
Частная школа с частично пансионатным проживанием. Живописнейший уголок парка Сокольники… Архитектура начала прошлого века – здания, не похожие на школьные, и необычные семейные отношения сотни с лишним педагогов и ребят…

В день семь уроков во всех параллелях (7-е и 8-е по два класс-комплекта). Два дня в неделю моей занятости.

Первое впечатление — ОНИ РАЗНЫЕ. Я привык общаться в классах, пусть и по 40 человек, но более однородных, а здесь в одном классе 10–12 человек. Есть и очень сильные, а есть и те, кому учеба до лампочки. Как все дети — они замечательные и живо реагируют на нормальное человеческое отношение, но ведь есть еще и предметность, есть и физика… В 11 классе только одному нужно будет сдавать ее в МИФИ, для остальных физика это… Пока непонятно что.
Так же как и предметное содержание, важна совместная договоренность об организации работы. В каждом классе спросил, кто хочет следить за временем, чтобы я ни на минуту не отрывал их время перемены, и за пять минут сообщал мне, что время урока заканчивается. Буду отводить эти пять минут на рефлексию и самооценку. Постараюсь озаботить постоянными поручениями большую часть класса, чтобы кто-то за что-то обязательно отвечал. Не мне же одному за всем следить…

Сразу же договорились, что итоговая оценка не является средним арифметическим текущих отметок. Любую неудовлетворяющую ученика отметку по данной теме он может пересдать. Точно так же, как переписать контрольную или самостоятельную. Не знаю, как на это посмотрит завуч школы, но попробую убедить.

В целом опасений у меня нет, но понял, что нужно компьютерное обеспечение, SMART-доска, интернет, много раздаточного материала. Этого пока нет. Только старенькие лабораторные работы, мел и тряпка… Пока хватит.

На перемене обменялись с ребятами задачами. Они мне: «Ползут три черепахи. Одна говорит: «Передо мной нет ни одной черепахи». Другая: «Передо мной две черепахи и сзади две». Третья: «Передо мной три черепахи». Как так может быть? У меня есть ответ, но больно уж он кавээновский… Вы не знаете?

В этом году исполнился 41 год как начался мой педагогический стаж пионерским вожатым в школе. Да и десять лет директорства математической школой, тоже думаю зачесть… Нет сегодня более важной и значимой задачи, чем та, которую каждый по своему пытается решить в школе учитель-практик. Чтобы изменять школу во всех отношениях, нужно и знать школу во всех отношениях…

14.09.2006, 18:42
Да… Семь уроков подряд в пяти параллелях — это все же не фунт лиха…
Главное — не содержание урока. С ним у меня проблем нет — гибко варьирую в соответствии с тем, как и куда ребята подвинутся. Главное — удержать принятую ранее структуру урока — окончание секунда в секунду, переход к рефлексии и самооцениванию за пять минут до звонка… Не всегда удается. Содержание затягивает. Без колебаний прерываюсь и отношу недоделанное на дом…

Удивительно, как ребята реагируют на оценку. На фронтальной работе сказал одной девушке, что зачет поставить, к сожалению, не могу. Надо было видеть, как активно она на это отреагировала! А говорят, что ребята безразличны.

Ой, еще интересно… При связи температуры и внутренней энергии спросил, как они определяют, нагрелся ли утюг, имея в виду, что нужно на палец или на утюг поплевать. В одном классе мне резонно ответили, что степень нагретости показывает индикатор. А в другом оказалось, что никто и никогда сам утюгом ничего не гладил.

Изначально понимаю, что в одиночку, только на физике, физику не вытянешь. Ищу контакты с коллегами — учителями математики, информатики, литературы, со школьным психологом. Всех приглашаю на свои уроки без предварительного согласования…

Буду крепить традицию обмена на переменах интересными задачами. Не обязательно по физике. Любыми…

18.09.2006, 02:56
Исследование своих бытовых проблем своими ручонками и «на коленях». Экспромт: почему вода при сливе в раковине умывальника закручивается то по часовой стрелке, а то — против? Почему чаинки в стакане чая при размешивании не по краям собираются под действием центробежной силы, а, наоборот, – прямо в центре? При каких условиях математический маятник будет устойчиво колебаться, если точка крепления ниже, чем центр массы? Давайте копилку таких каверзных вопросов, и ответов на них соберем что ли…

18:45
Завязываются… Всего лишь третий урок сегодня прошел… Неуклонно блюду структуру урока: пять минут в конце на самооценку и точное окончание урока… Начало не всегда удается соблюсти — перемены маленькие — пять минут, и не успевают из класса в класс из разных зданий переходить. А на больших они обедают…

Сегодня назревали два конфликта. На самооценке одна девушка (очень быстрая и смышленая) обосновывала, что хочет получить «четверку», так как активно в уроке участвовала и правильно отвечала на все вопросы фронтального опроса. Класс ее поддержал.
— Нет, не могу,— ответил ВИР,— вы на уроке еще успевали писать записочки своей соседке.
— А это тут причем,— возмутилась ученица,— отметки ставят за знание, а не за поведение.
— Ну да,— отреагировал ВИР,— но не только за сегодняшние, но и за завтрашние знания. И не только лично ваши. Вы же согласились с коллективно-распределенной ответственностью — вон как вас класс поддерживает. А соседка ваша что-то не очень успевала включаться, читая записки, которыми вы ее снабжали. Вот и получится у нас с вами на следующем уроке, что нам вместе всем классом придется объяснять ей заново. Общее драгоценное время терять. И ваше тоже. Так что нет у вас «четверошной» заботы об общем знании. Три балла хотите? Нет? Тогда в следующий раз…

А еще я заметил, что они не умеют задавать вопросы. И решил с вопросов к тексту начать. Читаем новую тему по учебнику (теплопроводность) до появления возможности задать вопрос. Сами себе задаем, сами себе отвечаем. Снова девушка. Но другая. Помладше. «Почему это я сама себе вопрос должна задавать? Вы учитель — вы и задавайте!» Пришлось прерываться и объяснять приоритет постановки вопроса над ответом. Все согласились.

Вот так отношения и складываются. Постепенно и из мелких деталей. Это еще долго длиться будет. Не исключено, что еще конфликт с родителями впереди. Только пока не знаю, какой.

19:36
Сегодня благодарил этих двух девушек за несогласие со мной… Напрасно? Может, сегодня так уже нельзя? Может, поколение другое

22:03
Я им сегодня говорил, что я все про все пишу в интернете… Гласность, понимаешь…
Чувствую, что до меня очень сильный учитель работала: тетради с прошлого года загляденье, единые требования, огромная система раздаточного материала, в кабинете порядок… Огромное ей спасибо. Хотя я с ней и не знаком.

13.05.2020
Антон СМИРНОВ, научный редактор РФГ

Как становятся Мыслителями

Развивать мышление следует, разумеется, с ранних лет, поэтому здесь не обойтись без школы. Но обеспечивает ли школа такое развитие, способна ли она вообще что-нибудь обеспечить?>

Сетования общественности на то, что школа не учит человека думать, а только дает некоторые знания, приучая человека к бездумному начетничеству, далеко не новы. Действительно, большинство наших как будто образованных граждан не могут и не хотят задумываться над процессами и явлениями, мало-мальски входящими за круг обыденности. Во всяком случае, мыслителей среди нас очень немного. Но как быть?

Сначала попытаемся определить (вернее напомнить). что же нужно (или хотя бы полезно) для развития мышления у формирующейся личности.

Во-первых, требуется предлагать ребенку задания и упражнения, развивающие логику и нетривиальное мышление. Это основа интеллекта, один из его столпов.

Во-вторых, требуется активное приобщение школьников к художественному творчеству, искусству  во всех его проявлениях. Давно замечено, что дети - народ талантливый, толко вот к концу обучения вся их креативность куда-то испаряется. Одна из причин этого печального явления - излишняя заорганизованность процесса обучения. Здесь мы подходим к важнейшему, пожалуй, условию развития мышления.>

В-третьих, в процессе обучения должна быть обеспечена раскрепощенность личности ребенка, школьника. С этим, вероятно, в отечественной школе дело обстоит хуже всего. С этим требованием вступает в противоречие необходимость поддержания определенной дисциплины в школе, особенно на занятии (уроке).  Без этого, разумеется, невозможно усвоение учебного материала, но часто чрезмерное следование  требованиям порядка и организованности приводит к подавлению личности, индивидуальности маленького человека. Причем часто это происходит с талантливыми детьми, психика которых бывает особенно ранима.   Здесь от педагогово, преподавателей, учителей требуется умение найти компромисс, индивидуально подойти к каждому школьнику, что,конечно, почти немыслимо в условиях современной российской школы. Индивидуальный подход к учащемуся - это и есть подлинное проявление нравственного отношения к будущим поколениям.

Задать вопрос

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.