Образовательная программа
Образовательная деятельность ориентирована на организацию развивающего обучения по системе Детсад 2100 - Школа 2100, утверждённой Министерством образования и науки РФ.
Каждый частный детский сад «Интеграл» обеспечивает качественную подготовку детей к школе, высокий уровень развития.
Выпускники детских садов «Академическая гимназия» поступают и успешно учатся в различных гимназических классах и лицеях г. Москвы, в том числе в начальных школах «Галилей».
Программа построена в соответствии с принципами:
- Личностно-ориентированные принципы - адаптивности, развития, психологической комфортности.
- Культурно-ориентированные принципы - целостности содержания образования, образа мира, смыслового отношения к миру, систематичности, ориентировочной функции знаний, овладения культурой.
- Деятельностно-ориентированные принципы - обучения деятельности, опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
Реализация программы обеспечивает готовность ребёнка к школьному обучению:
- формирование произвольного поведения,
- овладение средствами познавательной деятельности,
- переход к социальной децентрации,
- мотивационная готовность.
В образовательной системе Детсад 2100 - Школа 2100 в качестве ведущей технологии используется проблемно-диалогическое обучение.
Воспитатель не даёт готовых знаний, а организует игровую познавательную деятельность, в ходе которой дети высказывают свои мысли, предположения, слушают сверстников, думают и проверяют, делают выводы.
Структура занятия по технологии проблемно-диалогического обучения детей:
1. Введение в игровую ситуацию и мотивационная игра
2. Постановка проблемы, создание затруднения в игровой ситуации
3. Совместный поиск выхода из затруднения и разрешение проблемы
4. Самостоятельное применение вновь полученных выводов в других ситуациях
5. Повторение и развивающие задания
6. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.
Для усиления программы обучения используются пособия серии «Для одарённых детей», учебные рабочие тетради на развитие моторики, формирование основных логических операций. Развитие речи и подготовка к изучению грамоте обогащены использованием специальных логопедических пособий, использование которых обеспечивает углубление и расширение учебного курса. Используются парциальные программы: пальчиковая гимнастика, кукольный театр, работа с солёным тестом, программа изучения англ. языка.
Программа детских садов реализует здоровьесберегающие методы обучения и развития, основанные на систематическом изучении и постоянном учёте индивидуальных особенностей познавательных процессов, эмоционального мировосприятия ребёнка.
Систематически, не реже одного раза в месяц, диагностируется уровень учебных успехов дошкольников (проводятся различные контроли и тестирование). С этой целью используется технология оценивания образовательных достижений, разработанная РАО (научный руководитель д.пс.н. Д.И.Фельдштейн).
Цель технологии - обеспечить на этапе контроля реализацию принципов образовательной системы Школа 2100, оценить уровень обученности и развитости воспитанников детского сада. Результаты контролей обрабатываются аналитической службой и используются при планировании следующих этапов обучения и развития детей.
Основные задачи технологии оценки образовательных достижений:
- определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний
- фиксировать результаты контроля в предметных таблицах требований
- дифференцировать задания и результаты их выполнения по шкале уровневой успешности
- развивать умения ребёнка самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя
- мотивировать ребёнка на успех, избавить его от страха перед контролем и оцениванием
Внедрение технологии обеспечило своевременное получение объективных данных о результатах образовательной деятельности воспитанников разных групп за заранее фиксированный промежуток учебного времени. Стало возможным проследить динамику развития каждого ребёнка, корректировать учебный процесс, приёмы и методы преподавания, определять эффективность использования учебных пособий и других средств обучения дошкольников.
Большое внимание уделяется методике синхронизации процессов обучения, воспитания и развития детей. Мелкая моторика отрабатывается на всех занятиях:
- математика и конструирование, занятия с психологом, изо, лепка, развивающие игры и т.д.;
- устная речь развивается посредством активного детского рассказывания на занятиях «Окружающий мир".
- занятия по развитию речи, которые курируются логопедом-дефектологом;
- логопедических занятий «Артикуляционная гимнастика» и при проведении общеразвивающих бесед;
- эмоционально развивающих занятиях, в том числе музыкальных.
Умение организовывать свою деятельность дети приобретают в строительных, ролевых играх, в ходе обучающих занятий, во время организованных прогулок и физкультурных занятий.
Система занятий направлена на развитие следующих основных общеучебных умений:
- интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
- организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат); коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
- оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).
Структура и содержание программы.
Внутри каждого возрастного периода (младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст) программа представлена следующими разделами:
- Физическое и эстетическое развитие.
- Игровая деятельность. Эмоциональное развитие.
- Социально-личностное развитие.
- Познавательная деятельность
Занятия | Количество занятий в неделю | ||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | |
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | 3 | 3 | 3 |
Артикуляционная гимнастика | 2 | 2 | 2 |
Ознакомление с художественной литературой | 1 | 1 | 3 |
Ознакомление с окружающим миром | 1 | 2 | 3 |
Сенсорика и пальчиковая гимнастика | 2 | 2 | 2 |
Введение в математику. Логика. | 1 | 2 | 4 |
Англ. язык (игровая и музыкальная коммуникативные формы) | 2 | 3 | 5 |
Изодеятельность | 2 | 2 | 2 |
Музыка. Ритмопластика. | 2 | 2 | 3 |
Физкультура. Хореография. | 2 | 2 | 2 |
Бассейн | 2 | 2 | 2 |
Лепка. Аппликация. Конструирование | 1 | 2 | 3 |
Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.
Воспитатель (учитель) формирует у детей общие учебные умения: слушать вопросы взрослого, слушать ответы сверстников, подвергать их сомнению: высказывать суждения и предположения, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Поддерживает усилия детей качественно выполнять задания , создаёт ситуацию успеха с помощью похвалы, положительной словесной оценки; поощряет высказывания и суждения малышей, способствует становлению у детей самооценки.
Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников:
Принцип обучения деятельности в программе частных детских садов сети «Интеграл» является ведущим. Занятия строятся с использованием проблемно-диалогических организационных форм, специально адаптированных к возрасту детей.
Детям не столько сообщаются готовые знания, а организуется обучение, в процессе которого они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии.