Методики преподавания
Отбор методик обучения и образовательных технологий напрямую зависит от планируемого образовательного результата, который содержит достижение выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В образовательном процессе используются только те методики и технологии обучения, которые утверждены или прошли экспертную оценку Министерства образования и науки РФ.
На первой ступени частных начальных школ «Галилей» мы реализуем компетентностно-ориентированный подход к обучению, с внедрением современных методов обучения.
На основе анализа современных требований к уровню организации образовательного процесса педагогическим коллективом начальных школ «Галилей» отработана система педагогической деятельности с обязательным внедрением комплекса методов и технологий.
Инновационные методы обучения и развития ребенка младшего школьного возраста, применяемые в начальной школе сети
Инновационные методы обучения предполагают обучение в процессе создания новых знаний за счет интеграции фундаментальной науки и непосредственно учебного процесса:
- нестандартные формы проведения урока: урок-деловая игра, урок-пресс-конференция, урок-семинар, урок-телемост, урок-интервью, урок-диалог, урок-турнир и т.д.;
- метод применения аппаратных средств: компьютер – универсальное устройство обработки информации; принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся; проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимися результаты своей работы всему классу (например, виртуальные экскурсии);
- метод применения дидактических игр;
- имитационные методы обучения (деловые, сюжетные, ролевые, учебные);
- неимитационные методы обучения (проблемные, семинары, тематические дискуссии, проблемные лекции, круглые столы, эвристические методы);
- метод синектики (применяется для стимулирования творческой активности учащихся; он создает особые условия, инициирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций);
- метод эвристических вопросов, или метод ключевых вопросов (применяется с целью накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации для систематизации уже имеющейся информации);
- использование моделей на демонстрационных пособиях в курсе «Математическое моделирование» с целью развития образного мышления, знакомства с основными способами моделирования учебных задач;
- метод многомерных матриц – это метод морфологического анализа (нацелен на решение проблем, имеющих сравнительно небольшое число уже известных элементов и нуждающихся в поиске еще неизвестных новых элементов);
- метод свободных ассоциаций (связан с поиском все новых и новых ассоциаций, которые в итоге могут натолкнуть на продуктивные идеи решения задачи);
- метод инверсии (обращения) (ориентирован на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях; новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла);
- метод ГЕОКОНТА на уроках наглядной геометрии; позволяет изучить цвет, величины, формы геометрических фигур, нестандартно мыслить;
- метод ПЕНТАМИНО (конструирование на плоскости разнообразных предметных силуэтов), логических головоломок на уроках наглядной геометрии с целью развития у детей образного мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий; развивается мелкая моторика пальцев;
- метод пальчиковой гимнастики.
Хотим отметить, что особое, отдельное внимание уделяется внутришкольному контролю знаний и навыков воспитанников, результаты которого используются для сбора данных, анализа и планирования деятельности, своевременной корректировки процесса.
Для изучения результатов обучения по каждой теме учебного курса мы используем методику «Учебный мониторинг», которая позволяет:
- Анализировать результаты одного, нескольких или всех учеников выбранного класса (группы).
- Просматривать и сравнивать усреднённые результаты по классу и ученику данного класса.
- Видеть динамику достижений и выстраивать индивидуальную траекторию развития ребёнка.
- Анализировать степень усвоения конкретных учебных элементов, учебных разделов.
- Просматривать список тех учебных элементов, которые ученики на данный момент усвоили лучше или хуже всего.
- Сравнивать результаты выполненных контрольных работ, тестов, зачётов и других видов контроля.
- Оценивать качество работы учителя.
Используемая педагогами система современных методов и технологий, даёт гарантированный качественный результат, соответствующий новым требованиям к выпускнику начальной школы.
Гимназия реализует системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в Начальной гимназии, реализующей усиленную образовательную программу;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
- индивидуальное развитие каждого обучающегося, обеспечивающие рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития средствами современных методов обучения, методик и образовательных технологий.
Учителя гимназии постоянно повышают свою квалификацию по вопросам эффективного преподавания. Начальная школа Галилей поддерживает рабочие отношения с научно-методическими службами Министерства образования и науки РФ, что позволяет своевременно узнавать о прогрессивном педагогическом опыте, изучать его и при необходимости применять для повышения качества образовательного результата.
Методическая служба Начальной гимназии:
- Научно-методический совет;
- «Школа педагогического мастерства» и мастер–классы;
- Творческие группы;
- Методическое объединение учителей начальной школы по направлениям:
- математическое;
- филологическое;
- естественно-научный цикл;
- эстетический цикл.