Образовательная программа
Образовательная программа частных начальных школ «Галилей» содержит психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей школьного возраста от 6,5 до 11 лет, реализует здоровьесберегающие методы обучения и развития, основанные на учёте индивидуальных особенностей познавательных процессов, эмоционального мировосприятия ребёнка, делает возможным ориентацию образовательного процесса на компетентностный подход.
Образовательная программа создана на основе важнейших положений:
- Конституции РФ;
- Конвенции о правах ребенка;
- Закона РФ «Об образовании»;
- Концепции развития образования Российской Федерации;
- Устав школы;
- Локальных актов учебного заведения.
В целях прогнозирования развития системы обучения действует Образовательная программа, которая является концептуальным, организационно-педагогическим и управленческим механизмом, конструирующим и обеспечивающим комфортное обучение гимназистов и высокое качество образовательного процесса во всех классах начальной гимназии.
Дискуссия, развернувшаяся сегодня вокруг реформирования российской школы, отражает столкновение двух основных педагогических парадигм:
- когнитивно-информационной (знаниевой основе);
- компетентностной.
Происходящий в российских школах переход от знаниевого подхода к компетентносто-ориентированному перенаправляет оценку результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность», «общая культура» на понятия «компетентность» и «компетенция», делает необходимым переориентацию образовательного процесса на компетентностный подход.
В реальной педагогической практике в условиях вариативного образования педагогический коллектив первой ступени образовательного учреждения - частная школа «Галилей» работает, отрабатывая пути кооперации между всеми педагогическими парадигмами, поскольку осознаёт ответственность за результаты образовательной деятельности. Широко применяемый школами «знаниевый» подход обеспечивает освоение учениками устойчивых предметных знаний и навыков деятельности, но не обеспечивает достаточный потенциал для применения знаний в нестандартных жизненных ситуациях.
Компетентностный подход предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций и компетентностей.
Понятия «компетентность» и «компетенция» учёные определяют как способность, правомочность, предназначенность для выполнения конкретных функций или решения задач, либо как способность человека к действиям, как обладание личностью в необходимом объеме специальными знаниями, умениями пользоваться в типичных и нестандартных ситуациях, как особенность видов и способов деятельности, которые обеспечивают успешность решения поставленных задач.
Школа реализует идеи компетентностно-ориентированного образования, при обязательном освоении учащимися ЗУН (знания, умения, навыки) по всем предметам учебного плана начальных школ.
Набор компетентностей, которые могут пригодиться в жизни ребенку, достаточно широк. Поэтому, отобранные компетентности представляют основу для самореализации современного ученика.
Начальная школа берёт ответственность за формирование ключевых компетенций у обучающихся:
- компетенция в сфере здоровья и здорового образа жизни;
- компетенция в сфере гражданско–общественной деятельности;
- компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- компетенция в сфере поиска и анализа информации;
- компетенция в сфере социально–культурной и профессиональной деятельности.
Компетентностно-ориентированный подход к обучению в частных школах «Галилей» реализуется средствами современных методов обучения, методик и образовательных технологий:
- развивающие технологии обучения, обеспечивающие развитие интеллектуальных способностей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии, в том числе: игровые педагогические технологии, методики коллективных творческих дел, коллективные способы обучения;
- планирование образовательного результата, специальный углубленный мониторинг учебной деятельности;
- технологии образования в глобальном информационном сообществе, внедрение средств информационно-компьютерных технологий;
- активное внедрение метода проектов;
- реализация интегрированного подхода в обучении через целенаправленное установление межпредметных и внутрипредметных связей в содержании учебного материала;
- внедрение коллективных форм организации образовательной деятельности.
Указанные методы и технологии давно известны, однако до недавнего времени их системное применение в российской школе было скорее исключением, чем нормой. В начальной школе АНО СОШ «Академическая гимназия» внедрение современных методов обучения и применение образовательных технологий в их единстве и многообразии является принципиальной задачей. Содержанием образования в начальной гимназии реализуются лучшие традиции отечественного образования, активно изучаются опыт коллег других стран мира.
АНО СОШ «Академическая гимназия», в рамках сотрудничества корпорации Intel и Института дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО МГПУ, проводит тренинги для педагогов по международной образовательной программе «Учимся с Intel» по курсу «Технологии и местное сообщество». Все учителя, специалисты дополнительного образования владеют методикой организации проектной деятельности учащихся в соответствии с международными требованиями. Ведётся внедрение программы «Технологии и местное сообщество в младших классах гимназии".
Академическая гимназия является участником и партнёром международной программы GlobalLab.
В рамках работы с GlobalLab дети вместе с учителем и родителями постигают особенности дистанционного взаимодействия, работают над проектами в интернете совместно с детьми всей России и всего мира; задают вопросы по теме проекта и находят на них ответы совместно с друзьями по исследованию; отыскивают, отбирают и систематизируют информацию из разных источников; работают в команде и защищают свой проект. Это отличная подготовка к созданию серьёзных работ в будущем, первый опыт международной научной деятельности.
Цель образовательной деятельности начальной школы - создание оптимально комфортной образовательной среды, способствующей активному интеллектуальному, общекультурному развитию учащихся, формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся за результат, то есть ключевых компетенций.
Цель реализуется через планомерное решение задач обучения, воспитания, развития, задачи сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.