Учебный план
Образовательная программа разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, запросов и образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Образовательная программа ежегодно обновляется в соответствии с современными требованиями: составляется годовой учебный план, разрабатываются рабочие программы учебных курсов, отбирается современная учебная и методическая литература, включая электронные пособия.
Учебный план начальной школы Академической гимназии включает в себя три составляющих:
- Федеральный компонент (инвариантная часть);
- Федеральный компонент (вариативная часть);
- Гимназический компонент.
Федеральный компонент (инвариантная часть).
Федеральный компонент учебного плана предусматривает реализацию программ ФГОС.
ФГОС - образовательный стандарт начального общего образования, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
К предметам, входящих в эту категорию учебного плана входят следующие предметы: русский язык, литературное чтение, иностранный язык (со 2 класса) математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка, физкультура и основы религиозных культур и светской этики (в 4 классе).
Преподавание ведется по программе «Перспектива», которая входит в линейку традиционных программ и имеет ряд преимуществ. Система построения учебного материала по УМК «Перспектива» позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Основополагающими принципами учебного комплекса «Перспектива» являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Учебно-методический комплекс (УМК) поддерживается электронными учебными пособиями. Сегодня УМК «Перспектива» пополнился дополнительными учебниками, не входящими в обязательный перечень предметов ФГОС. Среди таких учебных пособий «Информатика», которая также используется в образовательном процессе начальной школы в Сокольниках.
Федеральный компонент (часть, формируемая участниками образовательного процесса) предполагает самостоятельное определение образовательным учреждением 1 часа для изучения какого-либо предмета дополнительно, согласно той концепции, в рамках которого оно работает. Для начальной школы Академическая гимназия как дополнительный предмет была определена «Математика».
Число часов федерального компонента предполагает:
- для учащихся 1 классов – 21 час/неделя
- для учащихся 2-4 классов – 23 ч/неделя
Содержание программ ФГОС предполагает базовое образование для младших школьников.
Гимназический компонент учебного плана
Гимназия является элитным учебным заведением, где ребенку предлагается универсальное и многостороннее образование. Поэтому особую роль в образовании детей младшего школьного возраста в Академической гимназии играет Гимназический компонент учебного плана. Это уникальная часть образовательного процесса в начальной школе, которая является интеллектуальной собственностью учебного заведения.
Предметный материал и содержание программ гимназического компонента позволяет учащимся начальной школы выйти на качественно новый уровень обучения: на расширение кругозора школьников и углубление их знаний по основным темам базовых курсов, на развитие устойчивого интереса к изучаемым предметам, на решение задач творческого, исследовательского характера, на выполнение конструкторских заданий, что актуально для гимназии, работающей в рамках, развивающих технологий, а также на формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применениях их как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях.
Программы гимназического компонента разработаны лучшими педагогами и методистами Академической гимназии при действенной поддержке ученых в области общей педагогики, истории педагогики и образования, а также теории и методики начального образования. Содержательная основа гимназического компонента складывается из предметов различных образовательных областей: филология, математика и информатика, естествознание, искусство.
В образовательную область «Филология» входят такие дисциплины, как «Каллиграфия и скоропись», «Русский язык. Искусство правильной речи», «Скорочтение», «Китайский клуб (中国的俱乐部)».
Образовательной областью «Математика и информатика» предусмотрена реализация таких курсов, как «Математическое моделирование», «Практикум по решению олимпиадных задач», «Информатика». Гимназическое образование предусматривает на пропедевтическом этапе знакомство с элементарными понятиями из астрономии, физики, химии, биологии, географии (курс «Естествознание»).
Полный перечень дисциплин не может быть представлен в сети интернет в рамках защиты интеллектуальной собственности образовательного учреждения.
Изучение английского языка в начальной школе Академическая гимназия является приоритетным направлением образовательной деятельности, которому уделяется большое внимание. Несмотря на то, что Федеральным компонентом учебного плана не предусмотрено изучение иностранного языка с 1 класса, в гимназический компонент школы введен этот предмет в количестве 7 часов в неделю. Такое же число часов английского языка для изучения предлагается ученикам 2 классов. Ученики 3-4 классов в учебном плане имеют по 8 часов английского языка в неделю. Освоение данного предмета осуществляется в двух направлениях: базовый английский и обучение детей по программе, разработанной совместно с экзаменационным департаментом названного университета для российских школ и гимназий. Один час в 1-3 классах отводится на игровую форму изучения языка посредством разучивания песен («Music English»). В 4 классах дети осваивают программу «Science». Такой подход приобщения учеников начальной школы к изучению предмета на языке является начальной ступенью изучения целого ряда предметов на английском языке в среднем и старшем звене.
В Академической гимназии большое внимание уделяется дополнительному образованию в части обучения младших школьников языку, где наряду с преподавателями английского языка учебного заведения с детьми работают экспаты (носители языка). По результатам изучения английского в начальной школе ученики имеют возможность владеть языком на уровне C1.
-
Математика
Несколько лет в школе успешно реализуется усиленный курс математики развивающего обучения с использованием деятельностного метода по программе «Школа 2000-2100» (автор учебников Л.Г.Петерсон). Усиленная программа рассчитана на 5 часов в неделю.
2 дополнительных урока ориентированы на активное развитие мышления. Кроме освоения математических знаний и умений, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта, соответствующих материалам второго поколения, ученики приобретают общеучебные навыки мыслительной деятельности, получают дополнительные умения решать нестандартные задания, применять знания в разных видах познавательной деятельности.
-
Информатика и логика
Для стимулирования развития мышления, наравне с развивающим курсом математики, вводится изучение предмета «Информатика и логика». Курс разработан НИИ для развития мыслительных способностей детей с 1 по 4 классы. Имеет экспертное заключение.
Кроме того, для обеспечения полноценного интеллектуального развития детей начальных классов мы вводим логические и статистические понятия во все учебные курсы предметов начальной гимназии. Упражнения по русскому языку, математике, английскому языку, окружающему миру обогащены комплексом дополнительных заданий на развитие логики, интуиции, сообразительности.
-
Русский язык
Полифунциональность языкового образования реализуется в гимназии по авторской программе русского языка Т.Г. Рамзаевой для начальной школы. Программа прописана в полном соответствии с современными требованиями по федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. В качестве дополнительных общеразвивающих и обеспечивающих опережающее обучение используются пособия, созданные для обучения успешных учащихся.
Порядок обучения детей 1-го класса отличается в силу высокого уровня подготовленности О-го класса. В 1-м классе обычных школ после завершения «Азбуки» начинается работа по учебнику «Русский язык».
В нашей школе большинство детей освоили учебный материал «Азбуки» в 0-вом классе, поэтому курс русского языка начинается сразу после повторения и закрепления материала «Азбуки» в первом полугодии, что позволяет повышать сложность осваиваемого учебного материала в течение года.
Со второй половины 1-го класса в нашей школе реализуется системно-деятельностный принцип обучения русскому языку, реализация которого позволяет организовать деятельность детей, обеспечивающую более быстрое и лёгкое освоение учебных тем и возможность опережающего обучения.
-
Английский язык
Курс английского языка в начальной ступени направлен на проявление познавательной активности и самостоятельности детей, инициативы, общего развития коммуникативных компетенций с учётом индивидуальных особенностей.
Мы работаем по программам для школ с углублённым изучением английского языка с 5 часовой недельной нагрузкой – урок английского каждый день. Организована система дополнительных индивидуальных уроков для детей с высоким уровнем знаний, а также для детей, у которых результаты прохождения тематического контроля ниже средних показателей по классу.Проверке подлежат: предметное содержание речи, говорение, аудирование, чтение, письмо, языковая грамотность, социокультурные знания и умения.
При обучении гимназистов английскому языку наравне с основными программами используются современные развивающие учебные пособия, например, Way Ahead, Round up, новые европейские учебные комплекты, содержащие красочные учебники, удобные тетради с печатной основой, яркие наглядные карточки, CD и DVD диски.
Для достижения высоких результатов в этом предмете, кроме большого количества обязательных учебных часов, включенных расписание, в нашей гимназии, параллельно с российскими преподавателями, работают носители языка. Функционирует театральная студия на английском языке и т.д.
Наша школа совместно с европейскими партнёрами организует тестирование школьников на получение английских образовательных сертификатов. С этой целью дополнительно к основной программе детям предлагается альтернативное изучение английского языка с преподавателями языкового центра, имеющего опыт проведения международных экзаменов.
С 1 класса вводятся нетрадиционные методы освоения иностранного языка – кукольный театр и театральные постановки на английском языке, подготовка и защита разнообразных творческих и исследовательских проектов, конкурсы и соревнования.
Начиная с 4-го класса, часть дисциплин в нашем образовательном комплексе читается на английском языке.
-
Творческая деятельность
Наши школьники успешно и с желанием участвуют в учебных и творческих соревнованиях: турнирах, интеллектуальных марафонах, дистанционных олимпиадах, различных конкурсах. Достойные становятся дипломантами и лауреатами олимпиад, конкурсов, конференций.
Ежегодно в школе проводятся предметные недели: конкурсы стенных газет, викторины, олимпиады и т.п. Каждый ученик принимает посильное участие. По результатам портфолио отличившихся детей обогащается грамотами и благодарственными письмами за проявленные знания или активное участие в предметной неделе.